Рекомендации аудиторов по проведенному анализу соответствия существующих программ стимулирования клиентов электротехнических компаний гражданскому, налоговому законодательству РФ и Хартии электротехнических компаний о противодействии коррупции
- Учитывать, что, мотивационные программы для сотрудников контрагетов-покупателей должны быть направлены на получение выгод контрагентом, а не его должностными лицами, вне зависимости от статуса.
- Не использовать при опубликовании маркетинговых программ термины и определения, имеющие неоднозначное толкование.
- Использовать отдельные программы для стимулирования розничных продаж и стимулирования оптовых покупателей.
- В отношении покупателей-физических лиц (в розничной торговле и торговле через интернет-магазины):
- Предоставление единовременных скидок при достижении суммы покупки пороговых значений, определенных программой стимулирования (без дисконтных карт).
- Предоставление скидок пенсионерам, инвалидам и участникам ВОВ (без дисконтных карт).
- Предоставление постоянных скидок покупателям-физическим лицам на основе дисконтных программ по выданным дисконтным/бонусным картам.
- без разделения на категории покупателей;
- с выделением отдельных категорий покупателей по профессиональному признаку.
- В отношении покупателей – юридических лиц:
- Скидки на разовой основе при заключении договоров поставки или постоянные скидки при заключении долгосрочных договоров о сотрудничестве с зависимостью от объемов закупки (вероятно как при заключении дилерских либо субдилерских договоров, так и по договорам поставки).
- Баллы проектировщикам, сотрудникам компаний, не являющихся покупателями организации.
- Специальные (сниженные) цены на комплекты товаров или на отдельные группы товаров.
- Специальные акции по начислению бонусных баллов покупателям, выполняющим персональные планы по закупкам (отгрузкам?) с обменом баллов на продукцию или на призы в виде сертификатов розничных сетей.
- Распродажи, в т.ч. со снижением цен в размере, превышающем 25% (возможно, ниже рыночной стоимости или себестоимости).
- В отношении покупателей-физических лиц (в розничной торговле и торговле через интернет-магазины):
- При формировании программ стимулирования розничных продаж обеспечить защиту персональных данных физических лиц.
- Утверждение программ приказом, порядок учета операций, связанных со стимулированием продаж должен быть отражен в учетной политике организации.
- Принимать во внимание разъяснение Пленума ВАС РФ в квалификации действий по начислению и погашению бонусных балов.
А, именно, что, передача налогоплательщиком контрагенту товаров в качестве дополнения к основному товару (в том числе в виде бонуса) без взимания с него отдельной платы подлежит налогообложению как передача товаров на безвозмездной основе, если только налогоплательщиком не будет доказано, что цена основного товара включает стоимость дополнительно переданных товаров и исчисленный с основной операции налог охватывает и передачу дополнительного товара. - Учитывать, что, маркетинговые программы, содержащие условия о начислении бонусных баллов физическим или юридическим лицам вне обязательств (получателя бонуса) по приобретению товара однозначно будут квалифицироваться в качестве дарения. А ст. 575 ГК РФ запрещает дарение за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб., в отношениях между коммерческими организациями.
- Обеспечить прозрачность некоторых положений программ стимулирования юридических лиц.
- Уделить внимание порядку получения товара в обмен на бонусные баллы юридическими лицами (в случае, если, в соответствии с условиями договоров поставки, организации-покупателю выдавалась корпоративная бонусная карта).
- Для обеспечения мер по противодействию коррупции необходимо принимать документы, направленные на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
- Учитывать риск по НДФЛ при выдаче бонусных призов в форме карт оплаты.
- Учитывать возможность признания сделки контролирующими органами по передаче «призового» товара как безвозмездная реализация, что влечет за собой обязанность по начислению НДС с рыночной стоимости этого товара и не включение себестоимости приобретенного «призового» товара в налоговую базу по Налогу на прибыль.